Давать обет Богу – не дело ли это давно минувших дней?

Мы живём в 21-м веке – с гордостью утверждает житель этого «самого уникального» века. Да, за окном действительно 21-й век. Однако слово—числительное «21-й» неопровержимо свидетельствует о том, что был век 20-й, 19-й... Многим из нас довелось жить и в предыдущем веке. Вопрос: а что собственно изменилось в обществе после векового барьера, кроме увеличения... тревоги за будущее? Идеализация настоящего формирует в современнике этого настоящего неприкрытое презрение ко всему прошлому. А это, в сущности, является отрицанием стабильного, вечного. Но возможна ли сама по себе жизнь без постоянного, не «лихорадка» ли это нашего 21-го века? Анализируя реакцию жителя последнего «супервека» на вечные божественные ценности невольно соглашаешься с диагнозом: «лихорадка последней стадии».

Явным показателем этого критического состояния служат гордо произносимые слова: «а что здесь такого?» в ответ на предложение обратиться к вечным библейским ценностям. Для реальных сторонников божественных истин понятна такая реакция, «обманщики будут преуспевать во зле вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим.3.13). И здесь же даётся мудрая рекомендация о поведении в данной ситуации: «а ты пребывай в том, чему научен...» (ст.14).

Что конкретное на сегодня предлагает неизменное и вечное Писание для формирования стабильного характера? Среди целого ряда живых советов можно выделить обет Богу.

Несколько раз довелось бывать в Армении и посещать со студентами-христианами многочисленные храмы. Вспоминается один из них, полностью высеченный в скале. Верующие проводники рассказывали о тех, кто долгие и томительные годы отдал себя тому, чтобы появился этот шедевр искусства. Без посвящения на монотонную, как правило, работу практически невозможно достичь успеха. В моём сознании после этого случая прочно закрепилось обличение, направленное к самому себе: где твоя стабильность, постоянство? Способен ли ты мучительные годы совершать то, что, возможно, только после твоей жизни на земле принесёт добрый плод? Невозможно отрицать факт, что благодаря таким самоотверженным христианам, жившим на протяжении всех веков, духовные ценности дошли до нас. А что получит от нас будущее поколение кроме жизни в своё удовольствие с бесконечным набором «оправдательных аргументов» в пользу наслаждения?

Наши рассуждения вплотную приближают нас к актуальному в настоящее время вопросу: «как же себя настроить на стабильность?» Несомненно, безотказную помощь в этом оказывает обет.

Итак, обет Богу. Что это такое? Словарное значение слова – «обещание, клятва». Многие десятки раз встречается эта мысль в Ветхом Завете и лишь несколько раз в Н.З. (см. Деян.18.18, 21.23). Обратим внимание на прямую связь обета с тем, что сегодня является огромным дефицитом в христианстве в отношении божественного – посвящением. «...если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен...» (Чис.6 гл.).

Обет можно классифицировать как «желание обещать быть» (посвятить себя исполнению обещания).

Ещё одна архиважная причина говорить об обете – это поражающее современное «посвящение» другому источнику. «Я просто люблю вкусно поесть, отдохнуть, послушать и посмотреть то, что мне нравится» Стоп! Не является ли это также посвящением, но уже не Богу? Посвящение себя чему либо - вырабатывает в нас зависимость от того, чему мы себя посвящаем. А зависимость базируется на ненасытимости, у которой всего две дочери с одинаковым именем «Давай, Давай» (Пр.30.15) и ни одна из них не скажет: «Довольно»

Интересно, заставляет ли нас кто-то жить в своё удовольствие? Не вызывает ли сам вопрос как минимум лёгкую улыбку. Так значит, добровольно выбираем зависимость от удовольствия не знающего границ? Выходит так! Почему же своё право свободного выбора не направить в противоположном направлении? А внутри сразу звучит: «ну ведь себя же ущемляешь». Ну, а может всё-таки рискнуть?

Уникальная особенность подхода Писания к обету. Он не предписан как нечто обязательное для исполнения, а следовательно не вызывает аллергию (распространённая реакция современного человека на библейские заповеди). Творец прекрасно знает своё создание, знает, что всегда были и будут люди, готовые на особый шаг доверия и посвящения себя Ему, потому и предлагает порядок для желающих дать обет. Почему? Даже в нашем искреннем желании могут проявляться глубочайшие ошибки. Яркая иллюстрация тому – обет Иеффая. (Суд 11.30-39). Взвешенный обет исходя из наших возможностей.

Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить (Еккл.5.1-4) – предостерегает нас Писание. Согласно ветхозаветной традиции при даче обета обычно призывалось во свидетельство имя Бога. Ввиду этого нарушение обета расценивалось как преступление против третьей заповеди (Вт.22.31). Посему, следует всё тщательно взвесить. Легкомысленное обещание дружит с ложью и нарушением данного слова. Данная строгость не отталкивает, а возводит обет на высшую ступень ответственности и серьёзности. Для сравнения: нас нисколько не удивляет то, что мы теряем равновесие в случае не исполнения нашей прихоти. Пример: загорелся купить машину на аукционе, но в последний момент она ушла. Сколько «радости» после этого «изливается» на всех окружающих.

Обет имеет ряд существенных преимуществ.

1. Это прежде всего – подлинный и бесспорный показатель нашего посвящения Богу.

2. Существенная и доминирующая особенность обета – содействие реальному осознанию зависимости от Бога. «Вкусите и увидите как благ Господь» (Пс.33.9). Можно ли не попробовав ощутить вкус пищи? Теорией благость Божью не постичь!

3. Обет содействует улучшению памяти – ведь следует всегда помнить об обещании данном в присутствии Божьем, в противном случае – нарушение ранее упомянутой заповеди.

4. Он вырабатывает дефицитное на сегодня постоянство.

5. Учит постоянное делать с радостью для «Бога радости и веселья» (Пс.42.4)

В чём на сегодня могут выражаться обеты?

Их можно разделить на две группы: общие (касающиеся практически всех) и индивидуальные.

К общим относится прежде всего наше водное крещение. Его традиционно называют «обещанием Богу служить в доброй совести» (1 Пет.3.21, текст нуждается в фундаментальном экзегетическом анализе). На какой период времени он даётся? Готов ли я засвидетельствовать, что храню в радости своё обещание?

Далее, молодые при вступлении в совместную жизнь опять таки обещают любить и хранить верность до конца дней семейной жизни. Может в этом случае есть мужество похвалиться?

Достаточно часто в критической ситуации мы вопиём к Богу: «Если Ты избавишь меня, я буду делать то и то». Это также слова обета! Насколько на самом деле нас хватает?

Индивидуальные. Одним из важных моментов является конфиденциальность, то есть – даётся обещание не в обществе, а в личном присутствии Бога. Коснёмся лишь некоторых.

1. До завершения какого-либо служения даётся обет не вступать в брак. Иногда принимается решение вообще не жениться – это здравое явление, но к нему следует осознанно подойти после искреннего предстояния перед Богом, заручившись от Него подтверждением правильности данного решения для меня лично.

2. Христианин посвящает себя на какой-то труд. Срок посвящения произносится перед лицом Божьим.

3. Посвящается имущество (дом, машина, земля...). Встречаются случаи, когда верующие хранят плодоносящие деревья для Господа. Плоды этих деревьев не принадлежат их земному хозяину.

Однажды произошёл интересный случай с одним из студентов-христиан на юге Украины. У него была неплохая автомашина, которая всегда посвящалась для помощи другим. Во время ночной молитвы злоумышленники угнали её. Хозяин при встрече был спокоен, говоря: «это не моя машина, а Божья. Если она Ему ещё нужна, Он её возвратит мне». Вскоре ему позвонили и сообщили: «Хочешь получить обратно своё авто, готовь такую-то сумму». Многие его убеждали: «Отдай деньги, милиция не поможет, не забывай где ты живёшь». Брат был спокоен, это уже было не его дело, а занимался им настоящий Хозяин. Через время ему позвонили из милицейского участка: «Приезжайте за своей машиной». Была раскрыта преступная группа по угону машин, угнавшая и заработавшая немалые деньги на абсолютно всех авто, за исключением... принадлежащей нашему брату. Когда наш «пострадавший» встретился с одним из угонщиков, то искренно сказал ему: «Друг, я не имею зла на тебя. Дарю тебе Евангелие, у тебя теперь будет много времени читать Его».

4. Для преодоления дурных привычек, разного рода зависимости, страстей также даётся обет не делать более их. Ранее мы рассматривали нашу добровольность в делании нашего. Почему же нельзя также добровольно отказаться от них. Этому решению обычно предшествует осознание греховной опасности моего положения, искреннего исповедания. Лишь после этого перед лицом Господа даётся обет не совершать более того, что исповедовал. Для помощи в исполнении слов призывается сам Бог. Автор этих строк неоднократно использовал этот успешный метод.

Проанализируем рассмотренное. Трудно сегодня похвалиться стабильностью в духовной жизни. Безусловно, мы не соглашаемся «то уходить далёко, то льнуть к Нему опять». Можно наблюдать самообман, в который довольно часто мы попадаем – стремимся дать новые обещания Богу, в надежде, что это поможет (буду читать Библию, ежедневно молиться, брошу употреблять наркотики, алкоголь, не буду увлекаться «стучащей музыкой», порнографией, умопомрачающими и зомбирующими играми в любом варианте и т.д.). При этом не исповедовав грех нарушения ранее данных, пусть даже тех же самых. Достаточно заниматься самообольщением! Не ждите успешной жизни со страшным грузом сознательного обмана Бога. Что делать? – На колени! Когда? Только и только сейчас!

Так как же отнесёшься ты к обету Богу в наш прогрессивный век?

Александр Копытюк