Отцы и дети

Неразрешимый универсальный узел?

Если же это так, то если здравый смысл в попытке развязать его в настоящее время? Но, а если это не так, то есть узел развязан, то почему налицо дистанция между двумя поколениями и сегодня?

Мудрость гласит: следует начинать сначала. Давайте попытаемся исполнить предлагаемую рекомендацию. Рассматриваемая коллизия не предусмотрена Богом при создании венца творения.

Согласно одному из взглядов в христианстве, человек трихотомичен или троичен. И если нечто нестандартное, то есть не заложенное Богом от сотворения, происходит в человеке, возникает разумный вопрос: происшедшее было внесено или возникло в теле, душе или духе? К сожалению, даже современное человечество при высоком технологическом прогрессе современной медицины сталкивается с нередкими фактами, когда человека после обследования лечат от одной болезни, а он в конечном итоге умирает от другой не выявленной своевременно причины. Мораль такова: неверно поставлен диагноз, не выявлен источник поражения.

Итак, вопрос: наша проблема связана со сферой духа, души или тела? Неверно определённая сфера поражения влечёт за собой постоянный поиск путей решения и многочисленные разочарования. Полагаю, согласие будет в том, что наша трудность не связана напрямую с телом. Остаются душа и дух. Современная психология берёт инициативу на себя, сводя наш узел к сфере души-психеи. В её доводах присутствует достаточно много рационального и здравого. Однако, возникает вопрос: почему при скрупулёзно и всесторонне изученных нюансах нашего вопроса эффект психологии мало впечатляет? Ответ двоичен: либо не всё изучено, либо источник проблемы находится вне компетенции науки о душе.

Величайший апологет христианства, Павел, утверждает: «духовный судит обо всём» (1-е Коринфянам2.15) Известный глубоко верующий психиатр Д. Мелехов, вторя ему, провозгласил доминирующее положение духа в человеке в вопросах стабильности всей личности. Соглашаясь с вышесказанным, следует подвергнуть анализу сферу духа. А к этому нас побуждает достаточно тревожный факт: дети верующих достаточно часто не следуют рекомендациям родителей и покидают церковь. Волнует и библейский сюжет: праведный Самуил, против которого народ ничего не мог засвидетельствовать, имел детей далеко не похожих на своего благочестивого отца (1Цар.8.1-6).

В Америке неоднократно приходилось слышать рекомендации: чтобы не потерять детей, необходимо переходить на английский язык и прислушиваться к детям. С болью задаю вопрос ко всем сторонникам подобным понятий: где ваши дети? Почему церкви наших братьев, предыдущих волн эмиграции, пусты? Если ваши рекомендации вам самим не помогли, почему они предлагаются другим? Вновь обращаюсь к предыдущим волнам эмиграции: давайте сядем за стол для молитвенного диалога.

Выяснив теоретически источник появления вечной проблемы перейдём к практическому обсуждению. Почему всё это так??? Наши дальнейшие рассуждения будут связаны с христианской областью.

Прежде всего, следует отказаться от перенесения ответственности за воспитание наших собственных детей на общеобразовательную или воскресную школу. Библия утверждает полную ответственность родителей за новое поколение (К Ефесянам6.1). Особое внимание в воспитании уделяется отцам, всячески на сегодня избегающих своей прямой обязанности. Более того, праведный Давид признаётся: «Ты вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс.21.10).

Позвольте задать в связи с этим ряд вопросов. - В каком состоянии были зачаты наши дети?

- Были ли они желанными?

- В каком состоянии ожидали его мама и папа?

- Какой была домашняя атмосфера, где появился малыш? Известен случай, когда родители недоумевали о том, почему сын, повзрослев, избрал карьеру моряка. Папа с мамой делали всё возможное при воспитании, чтобы сын пошёл в юриспруденцию. Как выяснилось позже, над кроваткой малыша висела картинка с морским пейзажем. Ребёнок просыпаясь и засыпая видел перед собой море. Вопрос: что он должен был избрать? Папы и мамы, какие предметы, игрушки окружают наших детей?

- Какое отношение к себе ребёнок испытывал к себе? Незабываемо закрепляются в памяти все малейшие детали отношения к нему родителей. Как здесь не сказать о грубостях словесных или действенных по отношению к ним. Не учат ли наши дети названия животных не посещая зоопарка (ходишь как слон, лиса хитрая, осёл упрямый и т.д.)? Нельзя умолчать и о грубых оскорбительных словах в их адрес. Мудрость гласит: слово дарит жизнь или смерть. Любая грубость унижает ребёнка и отдаляет его от нас. И пусть нас не удивляет то, что дети наши не хотят с нами делиться своими мыслями. Ничего странного в этом случае не будет в том, что они найдут поддержку себе среди своих ровесников. Если родители не будут с самого начала близкими друзьями своим же детям, то потребность в хорошем друге компенсируется появлением друзей на улице. Христос сказал: «Вы друзья мои, если ...» Почему люди избирают Христа? Не потому ли, что Он – настоящий Друг! Почему дети выбирают других? Не потому ли, что мы им не друзья? Не следует придерживаться крайности в том, что такие рассуждения противоречат реальной возрастной потребности в друзьях-ровесниках. Поговорка гласит: старый друг лучше новых двух. Настоящих друзей не забыть никогда! Библия хранит историю с печальным концом, когда молодой царь Ровоам предпочёл совет своих ровесников совету старших.

- А что он видел в отношениях папы и мамы между собой? Увиденное в своих родителях наши дети возьмут в свои новые семьи.

И, пожалуй, самое важное – какого Христа показали родители своим детям. Ярл Пейсти справедливо подметил: «Если мать не имеет в сердце Христа, то она не сможет его дать детям своим».

Здесь полезно сосредоточиться на себе и не позволять эдемскому синдрому (поиск виноватого вне) владеть нами. Наши дети – это отражение того, что мы в них вложили. Именно поэтому причину противостояния или непонимания между поколениями следует искать в себе. Нам, родителям, полезно помнить, что дети усваивают не словесные внушения, а подражают нашей повседневной жизни. Наши дела перекрывают наши слова. Наши поступки громче всяких слов убеждают детей: «Поступай как я!» Сознание ребёнка детально фиксирует наше отношение к христианским ценностям, реальному богопоклонению, финансам, другим людям.. Подобные рассуждения приводят нас к откровенному признанию: не всё у нас гладко... Не потому ли дети наши не желают следовать христианским ценностям, что не увидели в нас бережного к ним отношения. Будет ли живой Бог дорог детям нашим, если нам самим Он не полностью дорог? Продолжая двигаться вглубь мы приходим к сокровенному признанию: часто мы страдаем от отсутствия тождественности, двуличия, то есть, мы носим два костюма: один – религиозный, другой – повседневный. Настоящее христианство – это образ жизни, а не временная маскировочная пластмассовая улыбка в церкви.

В этих вопросах христианство имеет все основания для оптимизма – выход есть! Прежде всего – это серьёзный диалог со своими детьми в атмосфере дружбы и уважения. В церквах полезным будет иметь встречи поколений. А внутри нас самих – глубокоосмысленное сокрушение и исповедание наших проступков перед детьми и перед Богом. Мы сеяли худое – нам и искоренять его. Трудно, но необходимо!

Бесспорно, наши рассуждения являются лишь попыткой поднять и оценить проблему. Продолжение обязательно должно быть как минимум в личной жизни. А как максимум в наших церквах, а также на страницах нашего журнала! Продолжение следует?

Александр Копытюк